«С неба спускались ангелы»
50621
post-template-default,single,single-post,postid-50621,single-format-standard,theme-borderland,eltd-core-1.2,woocommerce-no-js,borderland-theme-ver-2.4,ajax_fade,page_not_loaded,smooth_scroll,paspartu_enabled,paspartu_on_top_fixed,paspartu_on_bottom_fixed,vertical_menu_inside_paspartu,vertical_menu_enabled, vertical_menu_left, vertical_menu_width_290,columns-3,type1,wpb-js-composer js-comp-ver-7.0,vc_responsive

«С неба спускались ангелы»

«С неба спускались ангелы»

ПАРАШЮТИСТЫ СТОЯЛИ НАСМЕРТЬ

У населенных пунктов Песочня и Ключи Мосальского района поисковики калужского объединения «Память» и воины Тульской гвардейской 106-й воздушно-десантной дивизии нашли останки 70 парашютистов 4-го ВДК, погибших во время Ржевско-Вяземской операции, которая проводилась Западным фронтом зимой 1942 года.

Четвертый воздушно-десантный корпус: об их подвиге в учебниках не пишут и кино не снимают

«Вахта Памяти» у деревень Песочня и Ключи уже не первая. Еще в 1998 году в этих местах поисковики нашли останки 273 десантников 4-го ВДК, которых с воинскими почестями захоронили на территории мемориального комплекса «Зайцева Гора». Потом были ещё копы, масштабами поменьше. Но главное – поисковики находили не только останки, но и медальоны с записками, позволившими установить имена без вести
пропавших воинов.

По оценке военных специалистов, это была одна из самых масштабных за всю историю Второй мировой войны воздушно-десантных операций. Всего было десантировано несколько армейских групп парашютистов. Командованию крылатой пехоты 4-го ВДК поставили задачу соединиться с действующими в тылу группы немецких армий «Центр» 50-й армией генерала Болдина и кавалерийским корпусом генерала Белова. Операция в тылу врага длилась почти полгода. К сожалению, она не была выполнена, хотя парашютисты стояли насмерть.

Как свидетельствуют военные архивы, в начале февраля 1942 года в рамках Вяземской воздушно-десантной операции в тыл немецко-фашистских захватчиков десантировалось более 10 тысяч человек 4-го воздушно-десантного корпуса с запасами материальных средств. Действовали скрытно от противника, исключительно в ночное время.

– Операция была масштабной. Целый корпус десантников высадился на парашютах на занятую врагом территорию. Внезапность действий, мужество десантников, вооруженных противотанковыми ружьями, лёгкими миномётами, а также автоматами ППД, ручными гранатами и ножами, оправдали риск командования Западного фронта. Молодые, рослые, физически крепкие ребята, в основном комсомольцы и коммунисты, находясь во вражеском тылу, не давали покоя оккупантам ни днем ни ночью, – говорит руководитель Калужского поискового объединения «Память» Сергей Новиков.

НИКТО, КРОМЕ НАС!

Поисковики разбили лагерь рядом с деревней Песочня Мосальского района. Этот населённый пункт вместе с деревней Ключи, расположенной в двух километрах, представлял мощный узел обороны немцев, который штурмовали советские десантники, чтобы пробиться к Варшавскому шоссе. Нынешний поиск проходил на одном из санитарных захоронений бойцов крылатой пехоты, установленном благодаря воспоминаниям местных жителей, а также нашим и немецким военным донесениям того времени.

Места раскопов – буквально в 50 метрах от Песочни. Местность сильно пересечена, много оврагов и ручьёв. Добраться от Варшавского шоссе сюда можно только пешком или на гусеничном транспорте. В этом плане калужских поисковиков очень выручила техника, предоставленная руководством 106-й Тульской гвардейской воздушно-десантной дивизии. Помогли также десантники из Тулы и Рязани – саперы отдельного гвардейского инженерно-саперного батальона соединения, а также роты радиационной, химической и биологической защиты.

– Командование ВДВ решило поучаствовать в совместной акции, поскольку речь идёт о наших старших братьях, сложивших головы, но не сдавшихся врагу. Работали две недели. С помощью инженерно-саперной техники и техники ВДВ десантники обнаруживали неразорвавшиеся боеприпасы, после чего вывозили их на близлежащий полигон и уничтожали, а также оказывали помощь в поднятии останков павших героев, – говорит командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Андрей Сердюков. По его словам, в 2022 году исполнится 80 лет легендарной Вяземской воздушно-десантной операции, где советские десантники показали примеры
беззаветной храбрости и любви к Отчизне, исполнив завет ВДВ: «Никто, кроме нас!»

На месте былых боёв к юбилейному событию планируется провести масштабную высадку крылатой пехоты. По информации поисковых отрядов, здесь лежат более тысячи десантников, наш долг – вернуть их из небытия, воздав героям должные почести, – отметил командующий ВДВ.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

В этих местах покоятся останки примерно тысячи десантников 4-го ВДК. Их надо найти. Работают саперы отдельного инженерного батальона ВДВ.

К середине мая 1942 года 4-й воздушно-десантный корпус насчитывал 2300 кадровых бойцов, 1700 партизан, а также около 2000 раненых и больных.

СУХОЙ ПАЁК – НА ТРИ ДНЯ

Как разворачивались события в этом морозном и вьюжном феврале 1942 года, молодому поколению сегодня трудно представить, даже с помощью самых крутых компьютерных игр. Но остались фотографии того времени, запечатлённые советскими фотокорреспондентами, воспоминания немногих оставшихся в живых храбрецов 4-й ВДК. Например, полковника в запасе Павла Михайловича Базелева. «Итак, студёный февраль 1942 года. Полевой аэродром Грабцево под Калугой. Ночь. Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 в темноте кажутся огромными неуклюжими птицами.

– Надеть парашюты, подогнать ножные и грудные обхваты! – командует комбат. Десантники в белых маскхалатах накидывают на себя по два купола. На спину – основной, спереди – запасный. Под подвесные ремни основного парашюта пристраивают автоматы ППШ или ППД. На некоторых бойцах короткие карабины Мосина с оптическими прицелами и без них. Оружие стволами вниз, плотнее к бедру. Брюки с большими карманами, на поясе – кинжал, гранаты, запасной диск. В кармане сухой паёк на три дня – колбаса, хлеб, сухари, масло.

Без сутолоки грузимся в самолёты. Перелёт через линию фронта, немцы обстреливают из зениток, но, к счастью, неудачно. Приземление на опушке леса, недалеко от деревни. Сильный ветер, мороз. Едва светает. Заходим в крайний дом, встречает бабушка. «В деревне немцы есть? – спрашиваем у неё. «Немцев не видела, видела только, как с неба ангелы спускались», – сказала и перекрестилась».

ШЕЛ СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ ВОЙНЫ

Десантникам четвертого воздушно-десантного корпуса была поставлена задача овладеть укрепленными деревнями Ключи и Песочня и выйти на Варшавское шоссе.

«Выступили к вечеру, – пишет Павел Базелев. – На салазках везли станковые пулеметы «Максим», на себе несли батальонные минометы и противотанковые ружья и боеприпасы. Предстояло пройти по лесным дорогам, при глубоком снеге и сильном морозе 25–30 километров. Под утро вышли к назначенному месту и остановились на опушке леса. А потом был страшный бой. Много наших полегло тогда, но и фрицам досталось изрядно». Это был один из боёв с участием крылатой пехоты в феврале 1942 года, а всего в тыл врага было десантировано несколько подразделений ВДВ. В дневнике начальника Генерального штаба сухопутных войск Ф. Гальдера в это время появилась запись, выражающая серьезное беспокойство гитлеровского генерала: «Неблагоприятная обстановка в тылу группы армий «Центр», где партизаны совместно с оставшимися в окружении кадровыми частями десантников ведут ожесточенные атаки. Особое беспокойство вызывают действия гвардейского кавалерийского корпуса Белова против нашей группы Хаазе».

Таким образом, наличие в немецком тылу крупной организованной группировки советских войск с артиллерией и танками, а у генерала Белова имелись даже отремонтированные тяжелые KB, не только дезорганизовало коммуникации группы «Центр», но и отвлекало значительные немецкие силы. Это уже само по себе оправдывало решение о проведении Вяземской воздушно-десантной операции без достаточного ее обеспечения, принятое в конце января командованием Западного фронта. К слову, десантники оттянули на себя до семи дивизий противника, которые летом 1942 года немецкое командование так и не смогло перекинуть под Сталинград.

Благодаря расшифрованной записке в медальоне удалось найти родственников героя. Они живут во Владимирской области.

ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ

К сожалению, теперь про Дюнкерк или Аль-Аламейн мы знаем больше, чем про героические операции Красной армии. Любит у нас отдельная категория граждан обвинять в жестокости, тупости и бессердечности советских полководцев, «гнавших людей, как скот на убой». Диванные стратеги размышляют в соцсетях о «тупых советских генералах», которые выиграли войну благодаря лишь неиссякаемым людским резервам, выдав бойцам черенки лопат, как это трактуется в фильме «Цитадель» Михалкова. Одна фраза, которую приписывают Жукову и которая на самом деле ему не принадлежит: «Бабы ещё нарожают», стоит многого. Очевидно, что наша память о войне нуждается в защите! Ибо у народа, не помнящего своё прошлое, нет и будущего. С этим утверждением согласен поисковик с большим стажем Сергей Новиков. Он процитировал абзац из письма родным без вести пропавшего в 1942 году парашютиста. Каждое слово в нём, будто эхо войны.

– Под Песочней совместно с туляками и рязанцами мы нашли девять медальонов. Только три из них можно прочитать. Данные одного изучены и переданы во Владимирскую область, родственники подтвердили, что это их прадед. У них сохранилось последнее письмо десантника. Вот несколько строк оттуда: «Если будет ещё одна такая бомбёжка, то писем от меня больше не ждите», – говорит руководитель калужского объединения «Память».

Полевой лагерь поисковиков и воинов-десантников.

Гусеничная техника 106-й Тульской воздушно-десантной дивизии и личный состав очень помогли на копах.

Александр ТРУСОВ.

No Comments

Post a Comment