«Можайская поисковая эпопея»
51270
post-template-default,single,single-post,postid-51270,single-format-standard,theme-borderland,eltd-core-1.2,woocommerce-no-js,borderland-theme-ver-2.4,ajax_fade,page_not_loaded,smooth_scroll,paspartu_enabled,paspartu_on_top_fixed,paspartu_on_bottom_fixed,vertical_menu_inside_paspartu,vertical_menu_enabled, vertical_menu_left, vertical_menu_width_290,columns-3,type1,wpb-js-composer js-comp-ver-7.0,vc_responsive

«Можайская поисковая эпопея»

«Можайская поисковая эпопея»

Можайская поисковая эпопея началась для бойцов отряда «Гвардеец» в апреле 2017 года. Нет, в прошлом году мы приезжали на разведку в район деревни Мокрое, ходили по лесу, вычерпывали воду и пытались копать блиндаж, «ловили осколки». По бойцам результата не было. Местные старожилы в один голос утверждали, что боёв как таковых тут не было, в лесу — запасные и тыловые позиции, наши и немецкие. Да и на картах военных лет особой активности не наблюдалось… Но почему-то тянуло нас в этот лес! И вот в начале апреля, когда снег едва-едва начал сходить, раздался телефонный звонок и срывающийся от волнения голос Вовки Преображенского сообщил: «Командир! Я бойца на щуп взял!» И — фото пары почерневших костей…

Решение созрело сразу — экспедицию планируем на начало мая, когда сойдёт снег, чуть подсохнет земля и немного уйдёт вода — местность болотистая. Кто смог- взяли отпуска, у кого не получилось — обещали хоть на день, но приехать. И вот 16-го мая началась «Вахта Памяти» — небольшая по составу, но от этого не менее важная. Для нас. И — для тех бойцов, которые столько лет ждали нас и надеялись, что их
не бросили…

В первую же ночь мне приснился странный сон — человек в синих галифе, белой гимнастёрке и с перевязанной рукой. Форма — явно милицейская, довоенная. Я рассказал об этом ребятам, удивились, но значения не придали — мало ли что снится нам в поиске. А поутру про сон я забыл — началась работа на раскопе, тяжёлая и монотонная. Грунт сложный, суглинок. Постоянно прибывающие грунтовые воды, с которыми наша мотопомпа справлялась с трудом. Холод, грязь, иногда — дождь, переходящий в снег. Да что я рассказываю — каждый, кто хоть раз был в поиске, знает об этом не понаслышке. Как в песне Алексея Ивакина — «…И чёрные кости в озябших руках…». Неподалёку от места обнаружения останков на опушке леса Ольга Паринская обнаружила деревянный обелиск с табличкой — место геройской гибели разведчика-артиллериста младшего сержанта Уланова Петра Фёдоровича, павшего смертью храбрых 14 июня 1942 года. За памятником когда-то ухаживали, чьи-то добрые руки сколотили столик и лавку. Как позже выяснилось, место захоронения Уланова П.Ф. по документам находится в трёх километрах от предполагаемого места его гибели, в Долине Славы. Мы так и прозвали это место — «Лагерь «У разведчика»…

…А работы по расчистке солдат продолжались. Как позже выяснится, четверо лежали в одном раскопе и семь человек — в другом. Лежали хаотично — скорее всего, их сбрасывали друг на друга, погибших после сильного артиллерийско-миномётного обстрела, судя по рельефу местности и повреждениям скелетов. У одного бойца сохранились остатки валенок и шинели, звёздочка с шапки-ушанки, в карманах — патроны и детонаторы к РГД-33, два карандашика, ластик и бритва, под головами лежали два противогаза. А потом мы обнаружили пуговицы — костяные от гражданского пальто и металлические, с гербом СССР — такие были на гимнастёрках советской милиции. Здравствуй, солдат из сна! Его предплечье носило следы прижизненного перелома — вот и рука на перевязи…

Очень ждали, что найдём хотя бы один медальон. Лёша Бачинский ходил по раскопу и молился — «Дедушки, ну пусть будет хоть что-то, что поможет узнать, кто вы!» И его услышали! На следующий день Володя Преображенский обнаружил среди останков слипшийся документ в плексигласовой обложке, предположительно-профсоюзный билет. Он ещё ждёт своего часа — мы очень надеемся, что Андрей Фетисов сможет его прочитать, вернув из небытия имя ещё одного воина. Сомнений не осталось — здесь легли в декабре 41-го — январе 42-го годов ополченцы, вероятнее всего — из 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района города Москвы. Эту догадку косвенно подтвердила ещё одна находка — на следующий день Ольга Паринская обнаружила вместе с бойцом Почётный знак «Метрополитен имени Кагановича» под номером 8208. Поиски имени метростроевца, награждённого этим довольно редко встречающимся знаком, ведутся, и надежда на то, что удастся установить имя героя, несомненно, есть! Потом была яма, в которой обнаружились останки маленьких лошадок, скорее всего, степной породы.

Мы думали, что под ними могут быть бойцы — но нет. Только маленькие лошадки с маленькими зимними подковами…

За неделю мы эксгумировали 11 солдат. Вместе со своими братьями по оружию они строем уходили на небо 19 августа 2017 года. 184 бойца РККА. 63 имени…

Это — итог работы поискового объединения «Рубеж», поисковых отрядов «Гвардеец», «Забытый батальон», «Дон», «36-й укрепрайон» и других. В поисковой экспедиции приняли участие «гвардейцы» Владимир Преображенский, Алексей Бачинский, Евгений Баркевич, Дмитрий Куприянов, Святослав Мухин, Ольга и Герман Паринские, Антон Гибер, член Железнодорожного отделения мотоклуба «Ночные волки» Денис Чиванов. Огромное спасибо Ольге Алексеевне Милославской, хозяйке дома, предоставившей поисковикам очаг и кров. Можайская земля, впитавшая в себя кровь тех, кто дал нам право жить, ещё полна тайн и загадок. И ещё нас ждут в лесах, болотах, на полях и в оврагах они — те, кто грудью встал на защиту столицы и родной земли. Ждите нас, ребята! Мы вернёмся за вами! Вечная вам память и — простите, что пока смогли найти не всех..

No Comments

Post a Comment